Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 188-1

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
1.72 Mб
Скачать

Противодействие фальсификации истории:

деятельность правоохранительных органов в советский период

Детские приемники-распределители для несовершеннолетних открывались на основании постановления СНК союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных советов депутатов трудящихся и в соответствии с Приказом НКВД СССР. Детприемники находились на государственном и местном бюджетах. Штаты сотрудников приемников-распредели- телей устанавливались приказами НКВД СССР.

Руководство ДПР возлагалось на начальника, который подчинялся непосредственному отделу НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и нес личную ответственность за эффективность работы приемник-распределителя. К сотрудникам ДПР предъявлялись следующие требования: для руководящего состава необходимо было иметь образование не ниже среднего, опыт общественной, административной и педагогической работы; воспитатели обязаны были иметь образование не ниже среднего и опыт работы с детьми. Однако данные требования не всегда соблюдались в чрезвычайных условиях войны. ДПР являлись юридическим лицом, имели штамп и гербовую печать.

Важным условием расположения ДПР являлось наличие вблизи железнодорожных или водных путей сообщений. Для охраны детприемников устанавливались вахтерские посты. Помещения ДПР обеспечивались соответствующими санитарными и культурно-бы- товыми условиями для приема и содержания детей. ДПР должны были быть обеспечены: комнатой первичного приема детей; комнатой для амбулаторного приема больных детей; банным санпропускником с дезкамерой и прачечной; медицинским стационаромизолятором для больных детей; спальными помещениями из расчета 2,5 кв. м на одного воспитанника; столовой и кухней с пропускной способностью; рабочими комнатами; клубом или комнатой для проведения культурно-массовых мероприятий; благоустроенной и огражденной территорией с оборудованной площадкой для игр и физических занятий; подсобным хозяйством. ДПР обеспечивались легким инвентарем, одеждой и обувью для детей с учетом пропускной способности. Прием детей и подростков в ДПР осуществлялся непрерывно в течение суток ответственными дежурными. Обязанности дежурного воспитателя и административного персонала устанавливал начальник ДПР, который отвечал за правильную организацию и соблюдение режима. В детприемники

50

Блинова В. В.

детей и подростков принимали от: органов внутренних дел, общественных организаций, отдельных граждан. Основным документом регистрации детей и подростков в детприемнике являлась личная карточка, заводившиеся при поступлении. Поведение воспитанников определялось установленным режимом и правилами внутреннегораспорядка, которыеразрабатывалисьотдельновкаждом ДПР соответственно местным условиям, на основе типовых правил. Детям и подросткам, которые поступили в детприемники предварительный медицинский осмотр. При необходимости больных или заразных поступивших направляли в соответствующие учреждения. Затем несовершеннолетние проходили полную комплексную обработку, которая предусматривала мытье в бане, душевых или ванной комнате, стрижке волос. Далее воспитанников переодевали вчистоебелье, одежду, обувь, проводиласьповторная термометрия, медицинский осмотр. На основании заключения врача и воспитателя детей и подростков направляли в соответствующую возрастную группу, учитывая пол и возраст.

Приемники-распределители обеспечивали прием беспризорных детей от 3 до 16 лет. ДПР принимали меры по розыску родителей илиближайшихродственниковиоказывалипомощьдетямдлявозвращения к родителям или опекунам. В случае отсутствия родителей – в приемные семьи. Во время содержания в ДПР (не более двухнедель) детираспределялисьпо группамдо25 человекпо возрастнымограничениям: от3 до7 лет; от7 до11 лет; от11 до14 лет; от 14 до 16 лет.

Направление детей и подростков через детские приемники-рас- пределители проходило следующим образом:

дети в возрасте до трех лет включительно через местные органы здравоохранения направлялись в детские учреждения Народного комиссариата здравоохранения (НКЗ);

дети, у которых не были найдены опекуны, направлялись в детские дома (3–14 лет); на работу в промышленность и сельское хозяйство, на транспорт, на учебу в фабрично-заводские школы, ремесленные и железнодорожные училища по рекомендациям бюро по учету и распределению рабочей силы (старше 14 лет);

подростки 11–16 лет без определенного места жительства, задержанные за мелкие уголовные преступления, направлялись под

51

Противодействие фальсификации истории:

деятельность правоохранительных органов в советский период

конвоем в воспитательно-трудовые колонии (ВТК) НКВД. В них они содержались до достижения 16 лет105;

дети-инвалиды передавались в специальные дома Наркомбеса по путевкам отделов социального обеспечения;

дети, которые болели заразными болезнями или нуждались стационарном лечении, вывозились в лечебные учреждения НКЗ.

Стоит отметить, что заключения о направлении детей к родителям, в детские учреждения, в РУ, ЖУ, школы ФЗО или о трудоустройстве составлялись на основании характеристики воспитателя и врача, утверждаемой начальником ДПР.

Работа воспитателей детских приемников-распределителей определялась специальной инструкцией о воспитательной работе,

всоответствии с которой происходило тщательное изучение детей и подростков. Также санитарная работа проводилась в соответствии с положением о санитарной службе в колониях для несовер-

шеннолетних и детских приемниках-распределителях НКВД.

Вобязательном порядке дети и подростки приобщались к работе в мастерских, подсобных хозяйствах, наведениюпорядка. Воспитанники, которые отбывали из ДПР, получали свои вещи, обеспечивалисьодеждой, обувью, денежнымисредстваминапроездипитание в пути. При сопровождении воспитанников принимались меры для исключения побегов. Применение оружия не допускалось.

Для деятельности ДПР большое значение имел приказ НКВД

СССР от 26 июня 1945 г., который утвердил новое Положение о детских-приемникахраспределителях. Вданномдокументеучитывался опыт работы ДПР в период Великой Отечественной войны.

Вотличие от ранее действовавшего Положения в данном документе все вопросы, включая управление ДПР, порядок приема детей, воспитательная работа, режим и внутренний распорядок, штатное расписание и т.д. были более подробно отрегулированы с учетом мирной обстановки. Данное положение было дополнено директивой МВД СССР от 4 июля 1946 г. Согласно этим документамбылувеличенвозрастнойпределдляподростков, поступивших в приемники, с 15 до 16 лет. Также на приемники-распределители возлагалось всестороннее изучение детей с целью их дальнейшего

105 Министерство внутренних дел России 1802–2002… С. 336.

52

Блинова В. В.

устройства, проведение с ними воспитательной работы, привитие санитарно-гигиенических и культурно-бытовых навыков. По Положению срок пребывания в ДПР составлял 2 недели. Сотрудники преемников-распределителей должны были выявлять причины детской беспризорности, безнадзорности и принимать меры к их устранению. В начале 1949 г. Совмин СССР и МВД СССР приняли ряд документов106, согласно которым возраст лиц, принимавшихся

вДПРограничивалсядо15 лет, предельныйсрокпребываниядетей увеличивался до 1 месяца, что позволило усилить эффективность работы по изучению личности детей, проведения с ними воспитательной работы, их дальнейшего устройства.

Работадетскихприемников-распределителейбылазатрудненав связи с нехваткой материальных средств, так как они финансировались местными бюджетами. Трудности в работе ДПР возникали

всфере кадрового обеспечения. Замечания партийных органов о недостаточной воспитательной работе, сведения о нарушениях дисциплины и побегах являлись следствием дефицита кадров, неподготовленность к работе с таким сложным контингентом детей и подростков.

Многочисленные проверки ДПР выявляли большое количество нарушений. Так, в ДПР г. Орска Чкаловской области 50 человек размещены в полуразрушенном помещении, которое состоит из двух комнат в 25 м. На 50 детей имеется всего 8 кроватей, 2 стола, 2 скамейки. Дети спят по 2–3 человека на кровати, многие на полу107.

Прием детей и подростков в детские приемники-распредели- тели производился инспектором по учету, в обязанности которого входилипроверкадокументов, атакжеизъятиезапрещенныхкхранению предметов. На изъятые у детей и подростков деньги и другие ценности инспектором по учету составлялся акт. Один экземпляр подписывался в личное дело, а второй вместе с деньгами и

106Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1949 г. № 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы» и др.

107РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 122. Д. 103. Л. 166.

53

Противодействие фальсификации истории:

деятельность правоохранительных органов в советский период

иными ценностями сдавался в кассу ДПР. На личные вещи составлялась опись, один экземпляр которой шел в личное дело, а другой вместе с личными вещами передавался на склад.

ВЧкаловской области на 1 ноября 1946 г. работало 4 детских приемника-распределителя: Чкаловский – на 150 человек; Орский – на 50 человек; Бузулукский – на 50 человек; Бугурусланский – на 50 человек108.

На 1 ноября 1946 г. по Свердловской области действовало 5 ДПР: Свердловский ДПР № 1 – на 360 человек; Свердловский ДПР № 2 – на 100 человек; Нижне-Тагильский – на 100 человек; Камышловский – на 100 человек; Красноуфимский – на 50 человек109.

ВКурганской области в соответствии с приказом НКВД СССР

00156 от 28 февраля 1945 г. образован Лебяжьевский ДПР. Однако в 1945 г. через этот деприемник прошло только 110 человек, а заянварь1946 г. поступилтолько 1 ребенок. Всвязисэтим начальником ОБДББ УНКВД по Курганской области был поставлен вопросо закрытииЛебяжьевского ДПР. Малочисленностьпоступающих детей и подростков обуславливалась тем, что в большей части беспризорные и безнадзорные, следующие в поездах по железной дороге оседают на станцияхКурган и Омск, а в данный ДПР поступали в основном местные110.

ВКурганской области в 1947 г. работало 2 ДПР с лимитной емкостью на 100 человек: в г. Кургане – на 70 человек и в г. Шадринске – на 30 человек111.

ВКурганской области в 1948 г. имелись ДПР в г. Кургане с лимитом в 70 человек, в г. Шадринске с лимитом в 30 человек112.

ВБашкирской АССР в 1948 г. функционировало 3 ДПР: Стерлитамакский – на 100 человек, Белебеевский – на 90, Уфимский – на 175113.

108ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 96. Л. 144.

109ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 2951. Л. 118 об.; Д. 96. Л. 127.

110ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 96. Л. 4.

111ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 117. Л. 260.

112ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 191. Л. 303, 313; Д. 96. Л. 104.

113ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 96. Л. 46; Д. 188. Л. 2 – 28; Д. 111. Л. 32.

54

Блинова В. В.

ВУАССР на 1 ноября 1946 г. работало 3 детприемника: Ижевский – на 100 человек; Сарапульский – на 50; Глазовский – на 50114.

ВУдмуртской АССР в 1948 г. осуществляли работу следующие ДПР: в г. Глазове – на 50 человек, в г. Ижевске – на 100115.

ВМолотовской области на 1 ноября 1946 г. действовало 4 ДПР: Молотовский– на350 человек; Чусовской– на150 человек; Усольский – на 150 человек; Кунгурский – на 100 человек116.

ВЧелябинской области на 1 ноября 1946 г. действовало 4 ДПР: Челябинский – на 150 человек; Златоустовский – на 80 человек; Троицкий – на 70 человек; Магнитогорский – на 30 человек117.

ВЧкаловской области на 1 июля 1948 г. работало 3 ДПР с лимитной емкостью на 250 человек: в г. Чкалове – на 150 человек, г. Бугуруслане на 50 человек, г. Бузулуке – на 50 человек, г. Орске – 50 человек118. В соответствии с указанием МВД СССР в марте 1951 г. ОрскийДПР былзакрыт, адетейвывезливЧкаловскийдетприемник119.

Динамику движения детей подростков через детские прием- ники-распределители можно проследить в таблице.

114ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 96. Л. 63; ГАРФ. Р-Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 112. Л. 148; ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 32. Д. 642. Л. 1.

115ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 188. Л. 2 – 175; Д. 188. Л. 161–181.

116ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 96. Л. 109; ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 118. Л. 61

117ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 96. Л. 141.

118ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 194. Л. 74 – 98; Д. 512. Л. 137; Д. 96. Л. 144.

119ОГАОО. Ф. Р-371. Оп. 15. Д. 158. Л. 11.

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Справка о движении через ДПР с 1946 по 1952 год (включительно)120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы

Прибыло

В том числе сирот

Выбыло

К родителям

В детские дома

- На трудо устройство

В РУ, ФЗО

В ТВК

В другие учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1946

319146

154065

337216

80914

93073

54552

22993

19034

66650

1947

494104

263385

494720

199675

143686

56137

33439

17920

-

1948

299178

68546

310785

103515

83185

40596

17755

14478

40901

1949

202261

65579

205459

82736

55948

19620

6138

11310

24579

1950

169448

66586

171423

84375

42745

10515

3952

9525

17357

1951

139018

44958

141047

76582

33114

6406

2578

7902

12748

1952

145500

39155

144793

81390

28029

9338

3788

7589

12224

120 ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 519. Л. 5; Д. 181. Л. 150.

Блинова В. В.

Как видно из таблицы 1, в 1947 г. произошло увеличение притока беспризорных и безнадзорных детей в детские приемникираспределители, что было связано с ростом количества несовершеннолетних вгородах, всвязис засухой, охватившей рядрайонов

СССР. Так, в июле 1946 г. ДПР РСФРС приняли около 21 тыс. детей, а в июле 1947 г. – более 36 тыс.121

Начиная с 1948 г. поступление беспризорных и безнадзорных детей в ДПР уменьшается. Так, в 1950 г. в ДПР поступило

169.448 человек, в 1951 г. – 139018, в 1952 г. – 145.500122, за 9 месяцев 1953 г. – 99. 765.

Среди детей и подростков, поступивших в детские приемники, имелось значительное количество сирот, которые не были своевременно устроены в детские учреждения, на патронирование, попечительство, опеку. Например, в 1952 г. в ДПР поступило 39.155 де- тей-сирот, за 9 месяцев 1953 г. – 25.612123.

В Челябинской области через детские приемники-распредели- тели прошло 2890 детей и подростков124. Причинами задержания являлось озорство, нарушения правил дорожного движения, нищенство, мелкие кражи, уход от родителей.

Во втором квартале 1945 г. в детские приемники-распредели- тели Чкаловской области доставили 1057 беспризорных и безнадзорных детей, из них в Чкаловский ДПР – 645 человек, Орский – 237125. Транспортной милицией доставлено в ДПР – 606 подростковили57%, территориальной– 283 или27%. Извсехнесовершеннолетних 323 человека являлись круглыми сиротами (или 30,7%), 291 сироты в результате войны (27,7%), 152 подростка бежали из детских домов (14,4%). Среди задержанных 400 подростков занимались нищенством, 625 воровством126. По сравнению с первым кварталом 1945 г. количество задержанных увеличилось на 453 человека. В большей части, это подростки, не имеющих родителей, а также дети, родители которых недостаточно уделяли внимание воспитанию своих детей.

121ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 181. Л. 31.

122ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 519. Л. 5; Д. 651. Л. 57.

123ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 651. Л. 57.

124ОГАОО. Ф. Р-1029. Оп. 15. Д. 703. Л. 81.

125ОГАОО. Ф. Р-1308. Оп. 1. Д. 84. Л. 98.

126ОГАОО. Ф. Р-1308. Оп. 1. Д 84. Л. 98.

57

Противодействие фальсификации истории:

деятельность правоохранительных органов в советский период

Средняя продолжительность нахождения несовершеннолетнего в ДПР составляла месяц. За данный период сотрудники детприемника устанавливали личность ребенка, место жительства его родителей или законных представителей, определяли из какого учреждения был совершен побег. После получения этих сведений определяли его дальнейшую судьбу. Стоит отметить, что установление личности детей и подростков нередко представляло собой достаточно сложную задачу, так как несовершеннолетние часто скрывали правдивую информацию о себе. Изучение детей проходило чаще всего посредством индивидуальных т групповых бесед. Работники ДПР обращали внимание и на поведение, например, если ребенок не откликается на свое имя, путается в своих рассказах, то, скорее всего при поступлении в детский приемник-распределитель он дал неверные сведения о себе. По результатам изучения личностей воспитанников на них составлялись карточки. При повторном попадании в ДПР установить личность несовершеннолетнего было не сложно.

ПослеокончанияВеликойОтечественнойвойнывозникланеобходимость возвращения несовершеннолетних из эвакуации. Однако в решении данного вопроса возникли сложности. Так, в распоряжении народного комиссара внутренних дел СССР от 29 января 1946 г. «О проверке в детских приемниках-распределителях НКВД документов о передаче детей родным и в детские дома, а также расходных документов, представляемых эвакуаторами по перевозке детей». В распоряжении отмечалось, что некоторые эвакуаторы вместо того, чтобы сдавать детей родным или в детские дома бросали их в пути следования, составляли фиктивные документы о сдаче и передаче их, присваивая деньги и рейсовые продовольственные карточки. Данные обстоятельства привели к ужесточению контроля за деятельностью должностных лиц127.

Однако, как и в годы Великой Отечественной войны ДПР часто размещались в неприспособленных помещениях. Данный факт отмечался в постановлении Президиума Верховного Совета БашкирскойАССРот24 октября1947: «…Вреспубликеимеетсяещебольшое количество беспризорных и безнадзорных детей. Детские при- емники-распределители в городах Уфе, Стерлитамаке, Белебее и

127 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1 а. Д. 216.

58

Блинова В. В.

детские комнаты в Уфе, Черниковске, Янауле перегружены. В них дети содержатся по три и более месяцав ожидании устройства. Неудовлетворительное состояние детских учреждений приводит к массовым побегам воспитанников и детей, заставляя их вести беспризорный образ жизни»128.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 8 апреля 1952 г. № 1708 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» отделы – отделения детских колоний в республиках, краях и областях совместно с местными советскими органами провели ряд мероприятий, направленных на улучшение работы ДПР. На 1 ноября 1953 г. на территории СССР функционировало 258 ДПР на 16.620 мест129. В связи с уменьшением числа поступающих детей в 1953 г. было закрыто 10 ДПР на 520 мест130. По состоянию на 15 июля 1954 г. в СССР действовало 255 ДПР на 16.455 мест, которые располагались в:союзных республиках – 18 приемников на 2300 мест; автономных республиках – 13 на 895 мест; краев – 6 на 450 мест; областей – 100 на 7.185 мест; в других городах и крупных узловых железнодорожных станциях – 118 на

5.625 мест131.

За период с 1947 по 1953 г. в ДПР было принято следующее количество несовершеннолетних.

В 1953 г. наибольшее число подростков прибывало в ДПР Белорусской, Узбекской, Украинской, КазахскойССР, Башкирской, Дагестанской, Татарской АССР, Московской, Ленинградской, Новосибирской, Кемеровской, Куйбышевской, Челябинской областей и Ставропольского и Краснодарского краев. При этом в ДПР поступает 59% детей, ушедших от родителей132.

Из числа поступивших детей и подростков в ДПР выбыло133:

128Кузнецова И.П. Об опыте борьбы с детской беспризорностью в Башкирской АССР (1945–1964 гг.) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 7 (168). С. 136.

129ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 519. Л. 41; Д. 651. Л. 61.

130ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 651. Л. 61.

131ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 651. Л. 81.

132ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 519. Л. 68.

133ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 519. Л. 72.

59

Соседние файлы в папке книги2